`
Для передвижению по Стамбулу естественно напрашивающееся решение - взять машину на прокат. Можно, но рисковано. Способ передвижения всех участников движения напоминает броуновское движение. При этом я не был свидетелем аварий; причина этого - только если неистовое молитвотворение Аллаху. Даже после Петербурга, с движением отнюдь не сонным, носящиесяся по узким улочкам, между толп пешеходов, стаи машины удивляли своей невероятностью. Все действо сопровождается какафонией - сигналить с задором, задним, передним и рядом стоящим машинам - это хорошая турецкая традиция. В некоторые ситуации (например, поворачивание в однорядный поворот трех автобусов одновременно, откуда сдавал задом еще один, и все это щедро усыпано снующими пешеходами) трудно поверить, не увидел бы я все сам. Еще одна особенность (не однозначная), мизерное количество светофоров. Для машин, особенно на скоростной дороге, есть развязки, для пешеходов нет ничего. К данной ситуации надо привыкнуть. Переходят дорогу в любом месте, независимо от двигающегося транспорта. Схема проста, не глядя по сторонам (а то страшно станет) надо спустить ноги с поребрика на презжую часть, например, трехрядной улицы с несущимися машинами, и уверенно пытаться добраться до другого края.
Мысленно вы уже находитесь в спокойной больничной палате, или в тишине на полке в морге, но как ни странно, вас пропускают. Темп движения практически не падает, все молча (без гудков и ругани в окно) и быстро тормозят, после пешехода так же быстро набирают ход. Если остановится по середине - не пропустят, можно и полчаса стоять. Турецкий стиль, однако, но пробок действительно не много, учитывая количество машин и преобладание узких улиц. Данный совет, разумеется не относится к motorway, на другую сторону которого не докатится даже ваша шляпа. Дорожная полиция периодически попадается на глаза. Не рискуя перебегать некую оживленную магистраль, я понаблюдал за рядом стоящим постовым. Фигурки снующих от бампера к бамперу пешеходиков, не являлись для него чем-то предрассудительного.
Можно передвигаться по городу на такси, но это не дешевое удовольствие, учитывая расстояния и цены на бензин (около$1) и не позволяет оценить экзотику. Метро проложено только в некоторых районах и несвязывает город (основание Стамбула - скалы, здесь метро строить, что в Ялте). Есть, приходящие в центр, линии наземного трамвая-метро, но маршрут не совпадает с туристическими надобностями. По улице Istiklal передвигается, трамвай, но к сожалению его маршрут ограничивается одной улицей. Есть вариант маршрутных такси, но они очень быстро едут, а куда - вам никто не скажет. Остается последнее - автобус. Билеты продают на крупных остановках - маршрут устанавливается только по карте - ваша тарабарщина продавцам непонятна. Цена билета около ($1). На автобусе же можно проехать по мосту через Босфор. Пешком взойти на мост нельзя, строгие дяди в форме, непременно, вежливо завернут вас еще на подходе. С моста зрелище не менее впечптляющее, чем из-под него.
Особенно если по фарватеру проходит какой-нибудь океанский кораблик. Одна беда, город так велик, что до нужного места (только центр, об окраинах речь не идет) можно добираться с двумя или тремя пересадками. Если не заблудитесь в пути - мне пришлось посетить пару конечных автобусных станций на окраине, по причине языкового барьера. Еще один, самый колоритный способ передвижения по Стамбулу - водный транспорт. Наиболее быстрый и дешевый способ перебраться через Босфор. Способ и очень популярный среди местных жителей, Босфор кишит, двигающимися во всех направлениях, всевозможнейшими, плотно заполненными пассажирами, теплоходами, катамаранами и различными лодчонками. На набережных один за другим расположены причалы, откуда по расписанию или по заполнению отправляются плав. средства и по Стамбулу, и в окрестности, в частности к Принцевым островам. Переправа на другой берег пролива занимает минут десять (на наземном транспорте - час-два). Билеты продают в кассах или на борту, в течении переправы. На берегах бухты Золотой Рог трудятся частники на моторках. Достаточно подойти к воде, в отдалении от моста, и вот уже кто-то суетится рядом предлагая свою помощь в преодалении водной преграды.